Отпусты

 

Будучи практикующим священником, я заметил, что есть трудности с применением отпустов в связи с их разнообразностью. Я начал изучать эту тему, и вот уже три года практически работаю по шпаргалкам.

Цель моего выступления — практически помочь коллегам.

Отпуст — это краткая молитва, которая содержит прославление и воспоминание празднуемого священного события или лица, с преподаванием благословения молящимся. Отпусты бывают двух видов: праздничные и дневные.


Праздничные иногда начинаются вводной фразой, например, «Иже в вертепе родивыйся, и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос, Истинный бог наш, », в других: «Христос, Истинный Бог наш...»

Праздничные отпусты бывают краткими и полными.

 

Краткие праздничные отпусты произносятся

     - во всю Страстную седмицу,

     - на седмицу Святой Пасхи,

     - в Фомино воскресение,

     - на все двунадесятые праздники,

     - на Обрезание Господне,

     - в день апостола и евангелиста Иоанна Богослова (26 сентября),

     - святителя Иоанна Златоуста (13 ноября),

     - прп. Саввы Освященного (5 декабря),

     - свт. Николая Чудотворца (6 декабря),

     - прп. Антония Великого (17 января),

     - прп. Евфимия Великого (20 января),

     - трёх святителей-Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста (30 января),

     - св. великомученика и Победоносца Георгия (23 апреля),

     - св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (8 мая),

     - св. первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня),

     - на Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа),

     - в Храмовый праздник,

     - в День Святаго Духа,

     - на Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря),

     - на Собор Иоанна Крестителя (7 января).

 

В кратких отпустах не произносится

     - «святых славных и всехвальных апостолов» (кроме вечерни Пятидесятницы),

     - святых храма и дня,

     - творца совершаемой Литургии,

     - святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. 

«Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, Истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере и всех святых, помилует…»

«Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере и всех святых, помилует…»

«Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и святаго апостола или святителя, или мученика, имярек, и всех святых, помилует…» - примеры краткого праздничного отпуста.

Исключения:

     - на Обрезание Господне поминается свт. Василий Великий,

     - в пасхальном отпусте поминается Георгий Победоносец, если будет день его памяти,

     - на Вознесение поминается ап. Иоанн Богослов, свт. Николай Чудотворец, св. равноап. Константин и Елена, если будут дни их памяти,

     - в Фомино воскресенье поминается ап. Фома,

     - На Собор Иоанна Крестителя поминается Иоанн Предтеча.

 

Краткие отпусты произносятся на великой вечерне, утрене, Литургии.

Вводные фразы отпустов на страстной седмице смотреть в богослужебном сборнике.

В Великую субботу в конце Литургии «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует…». Этот же отпуст произносится и на полунощнице.

 

Полный праздничный отпуст произносится в дни предпразднства и попразднства двунадесятых праздников на вечерне, утрене, Литургии.

Сначала вводная фраза, далее Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, далее поминается святой храма, далее рядовой празднуемый святой, на Литургии - святитель, чья Литургия.

На таких отпустах не поминаются «святых праведных Богоотец Иоаким и Анна», «святых славных и всехвальных апостолов», святой дня.

Пример: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустого и святаго имярек, его же есть храм, и его же есть день, и всех святых, помилует…».

Под храмовым святым подразумевается только святой Предела, где шла служба.

При совпадении предразднства, попразднства, отдания с воскресеньем

на вечерне «Христос, Истинный Бог наш...»,

на утрене и Литургии «Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш…».

В попразднство Святой Пасхи-«Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш…».

На Литургии на отдание Пасхи — «Христос, Воскресый из мертвых…» (пасхальное начало), но поминается

     - Иоанн Златоуст,

     - святой храма,

     - рядовой празднуемый святой.

 

Во все богородичные и полиелейные праздники бывает полный праздничный отпуст.

В воскресенье на утрени и Литургии - вводная фраза «Воскресый из мертвых…». 

 

Вседневный отпуст:

Христос, Истинный Бог наш,

молитвами Пречистыя Своея Матере,

святого дня (например, в понедельник «предстательствы честных небесных сил бесплотных») (см. в служебнике «Отпусты дневные во всю седмицу»),

святых славных и всехвальных апостол,

иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго (это на Литургии)

и святаго имярек, его же есть храм, 

и его же есть день,

святых праведных Богоотец Иоакима и Анны (на утрени)

и всех святых, помилует… . 

На Воздвижение- краткий праздничный, а на Крестопоклонной седмице и 1 августа - дневной.

Под святым, «его же есть день», Устав подразумевает тех святых, которым совершается служба в этот день по Минее или Триоди.

Не следует делать перестановок. Сначала поминается святой, «его же есть храм», а затем, «его же есть день».

Когда говоришь отпуст, крестишься на «Христос, Истинный Бог наш…», а в конце отпуста осеняете именословно народ, слегка кланяясь.

На Литургии крест держим двумя руками на уровне лица и после отпуста осеняем народ крестом.

Нельзя креститься при произнесении имени святого.

 

Протоиерей Владимир Демидков

настоятель храма Утоли моя печали с. Одинцово