


Храм во имя иконы Божией Матери
УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ
Московский патриархат
Московская митрополия
Подольская епархия
Домодедовское благочиние
дер. Одинцово
Отпусты
Будучи практикующим священником, я заметил, что есть трудности с применением отпустов в связи с их разнообразностью. Я начал изучать эту тему, и вот уже три года практически работаю по шпаргалкам.
Цель моего выступления — практически помочь коллегам.
Отпуст — это краткая молитва, которая содержит прославление и воспоминание празднуемого священного события или лица, с преподаванием благословения молящимся. Отпусты бывают двух видов: праздничные и дневные.
Праздничные иногда начинаются вводной фразой, например, «Иже в вертепе родивыйся, и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос, Истинный бог наш, », в других: «Христос, Истинный Бог наш...»
Праздничные отпусты бывают краткими и полными.
Краткие праздничные отпусты произносятся
- во всю Страстную седмицу,
- на седмицу Святой Пасхи,
- в Фомино воскресение,
- на все двунадесятые праздники,
- на Обрезание Господне,
- в день апостола и евангелиста Иоанна Богослова (26 сентября),
- святителя Иоанна Златоуста (13 ноября),
- прп. Саввы Освященного (5 декабря),
- свт. Николая Чудотворца (6 декабря),
- прп. Антония Великого (17 января),
- прп. Евфимия Великого (20 января),
- трёх святителей-Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста (30 января),
- св. великомученика и Победоносца Георгия (23 апреля),
- св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (8 мая),
- св. первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня),
- на Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа),
- в Храмовый праздник,
- в День Святаго Духа,
- на Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря),
- на Собор Иоанна Крестителя (7 января).
В кратких отпустах не произносится
- «святых славных и всехвальных апостолов» (кроме вечерни Пятидесятницы),
- святых храма и дня,
- творца совершаемой Литургии,
- святых праведных Богоотец Иоакима и Анны.
«Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, Истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере и всех святых, помилует…»
«Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере и всех святых, помилует…»
«Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и святаго апостола или святителя, или мученика, имярек, и всех святых, помилует…» - примеры краткого праздничного отпуста.
Исключения:
- на Обрезание Господне поминается свт. Василий Великий,
- в пасхальном отпусте поминается Георгий Победоносец, если будет день его памяти,
- на Вознесение поминается ап. Иоанн Богослов, свт. Николай Чудотворец, св. равноап. Константин и Елена, если будут дни их памяти,
- в Фомино воскресенье поминается ап. Фома,
- На Собор Иоанна Крестителя поминается Иоанн Предтеча.
Краткие отпусты произносятся на великой вечерне, утрене, Литургии.
Вводные фразы отпустов на страстной седмице смотреть в богослужебном сборнике.
В Великую субботу в конце Литургии «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует…». Этот же отпуст произносится и на полунощнице.
Полный праздничный отпуст произносится в дни предпразднства и попразднства двунадесятых праздников на вечерне, утрене, Литургии.
Сначала вводная фраза, далее Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, далее поминается святой храма, далее рядовой празднуемый святой, на Литургии - святитель, чья Литургия.
На таких отпустах не поминаются «святых праведных Богоотец Иоаким и Анна», «святых славных и всехвальных апостолов», святой дня.
Пример: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустого и святаго имярек, его же есть храм, и его же есть день, и всех святых, помилует…».
Под храмовым святым подразумевается только святой Предела, где шла служба.
При совпадении предразднства, попразднства, отдания с воскресеньем
на вечерне «Христос, Истинный Бог наш...»,
на утрене и Литургии «Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш…».
В попразднство Святой Пасхи-«Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш…».
На Литургии на отдание Пасхи — «Христос, Воскресый из мертвых…» (пасхальное начало), но поминается
- Иоанн Златоуст,
- святой храма,
- рядовой празднуемый святой.
Во все богородичные и полиелейные праздники бывает полный праздничный отпуст.
В воскресенье на утрени и Литургии - вводная фраза «Воскресый из мертвых…».
Вседневный отпуст:
Христос, Истинный Бог наш,
молитвами Пречистыя Своея Матере,
святого дня (например, в понедельник «предстательствы честных небесных сил бесплотных») (см. в служебнике «Отпусты дневные во всю седмицу»),
святых славных и всехвальных апостол,
иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго (это на Литургии)
и святаго имярек, его же есть храм,
и его же есть день,
святых праведных Богоотец Иоакима и Анны (на утрени)
и всех святых, помилует… .
На Воздвижение- краткий праздничный, а на Крестопоклонной седмице и 1 августа - дневной.
Под святым, «его же есть день», Устав подразумевает тех святых, которым совершается служба в этот день по Минее или Триоди.
Не следует делать перестановок. Сначала поминается святой, «его же есть храм», а затем, «его же есть день».
Когда говоришь отпуст, крестишься на «Христос, Истинный Бог наш…», а в конце отпуста осеняете именословно народ, слегка кланяясь.
На Литургии крест держим двумя руками на уровне лица и после отпуста осеняем народ крестом.
Нельзя креститься при произнесении имени святого.
Протоиерей Владимир Демидков
настоятель храма Утоли моя печали с. Одинцово